24-ЧАСОВОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАРАФОН

100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ  ДНЯ ЛЕОПОЛЬДА БЛУМА - ГЕРОЯ  РОМАНА ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА "УЛИСС" -
     РОССИЯ ОТМЕТИЛА ТЕАТРАЛЬНЫМ РЕКОРДОМ

Самый продолжительный хэппенинг - 24 часа

Роман был прочитан от корки до корки и даже в положении лежа.Автор идеи хэппенинга Игорь Яцко с томиком очаровавшего его Джойса.Театральный марафон - самое длинное в мире 24-часовое действо - хэппенинг по роману Джеймса Джойса "Улисс" вошел в историю и "Книгу рекордов России" благодаря театру "Школа драматического искусства" под руководством Анатолия Васильева. С 8.00 16 июня по 8.00 17 июня 2004 года москвичи могли совершенно бесплатно стать не просто зрителями, но свидетелями нового театрального достижения. Автор идеи марафона актер Игорь Яцко посвятил свою задумку всемирному празднованию Дня Блума (Bloom's day).

16 июня 1904 года, сто лет назад, автор скандального романа "Улисс" Джейм Джойс знакомится со своей будущей женой Норой. Эту дату Джойс решил обессмертить в своем романе, действие которого разворачивается именно 16 июня упомянутого года. Герой Джойса Леопольд Блум совершает свою знаменитую Одиссею по закоулкам Дублина, ошарашивая читателя откровенностью, к которой общество того времени еще не было готово.

Интересно, что во время художественной инсталляции в "Школе драматического искусства" почти 120 актеров сумели прочитать весь роман (а это 260 тысяч слов) не только словами, но и языком жеста и пластики. Танцы сменялись хэппенингом, где зрительный зал сливался с актерской толпой, где принятие актерами пищи было не перерывом на ланч, а частью все той же бесконечной пьесы жизни. Само действие перекатывалось по залам, выплескивалось в коридоры, переливалось в служебные помещения, гардероб, буфет и даже на улицу через окно. Происходящее было неожиданно, необычно и, несомненно, являло собой достижение не столько актерской выносливости, сколько актерского духа. Пьеса казалась бесконечной, если бы не конечными были страницы романа.

Столь удивительное событие было засвидетельствовано не только представителями "Книги рекордов России" во главе с ее главным редактором Алексеем Свистуновым, но и дипломатом из посольства Ирландии, который пришел выразить от имени ирландского народа восхищение российским театральным талантом, способным передать то, что казалось было ведомо лишь Леопольду Блуму.

График рекорда Яцко и Блума
         16.06.2004
  • 08:00 - начало

         17.06.2004

  • 08:00 - конец

 

  • Итого: 24 часа

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ  МАРАФОНЫ

 

Самый длинный спектакль

Царь Алексей Михайлович - зритель рекордсмен.Пастор Иоганн Готфрид Грегори (1631-1675) - постановщик первого спектакля на Руси.17 октября 1672 года в "комедийной храмине" в селе Преображенском под Москвой (тогдашней летней резиденции царя) был дан первый в истории России спектакль. В придворном театре царя Алексея Михайловича (правил - 1645-1676 гг.) была разыграна комедия... на библейский сюжет - "Артаксерксово действо" (слово "комедия" – "комидия" означало тогда всякое вообще театральное представление). Первый спектакль оказался и самым длинным за всю трехвековую историю российского театра - Алексей Михайлович смотрел его целых 10 часов кряду, не вставая с места. Пьеса, сочиненная на библейский сюжет носила, тем не менее, светский, мирской характер. В спектакле приняло участие в общей сложности около 60 человек - набранные местным пастором "актеры" из местных же немцев. Все тексты были написаны силлабическим стихом по-русски (пьесу перевели).

История первого театра и первого, связанного с ним достижения такова. Царь Алексей Михайлович давно был наслышан о театральной забаве европейских государей. Посоветовавшись с духовником, он отдал наказ "ехать за границу приговаривать в государеву службу таких музыкантов трубачей, кои бы умели комедии устраивать". Большую роль в этом процессе сыграл боярин Артамон Матвеев, который после женитьбы царя на его племяннице Наталье Кирилловне Нарышкиной был назначен начальником Посольского приказа. До возвращения гонцов Артамон Матвеев нашел в Немецкой слободе пастора лютеранской кирхи Иоганна Годфрида Грегори, бывшего военного, знавшего русский язык, и поручил ему постановку комедии.

Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682).Грегори набрал юношей и начал репетировать с ними пьесу "Артаксерксово действо" - историю о любви персидского царя Артаксеркса и красавицы Эсфири (смиренная красавица Есфирь обратила на себя внимание персидского царя Артаксеркса, стала его женой и спасла свой народ). Пока шли репетиции, в Преображенском возводилось деревянное здание театра - "Комедийная хоромина" площадью свыше 90 квадратных сажен (400 квадратных метров), которое делилось на две части: сцену и зрительный зал. Места были расположены амфитеатром. Полы, лавки, стены зала были обиты цветными тканями. Для царя предназначалась особая, богато украшенная ложа. Были устроены отдельные ложи для женщин (царица Наталья Кирилловна вместе с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделённого от залы решёткой). Сцена вначале представляла собой просто подмостки с занавесом и освещалась рядом зажженных плошек. Позже была пристроена трехсаженная горница. На сцене размещались декорации, которые готовились в селе Софронове бригадой художников во главе с Петром Энглисом. Для артистов были сшиты костюмы - "потешное платье". Приглашения же на премьеру спектакля, разосланные Тайным приказом московской знати, напоминали скорее воинские повестки: "Быть с Москвы нарошно к великому государю к походу, в село Преображенское". Представление было долгим и состояло из семи действий. Государь остался доволен представлением и щедро наградил Грегори и актеров.  Рукопись "Артаксерксова действа", поднесенную царю, приказано было переплести в сафьян с золотом.

График рекорда Пастора Грегори

  • "Артаксерксово действо"
  • Всего: 10 часов без перерыва

 

Игра в моноспектаклях 8 с половиной часов в течение суток

Момент триумфа, Димплом рекордсмена уже в руках у театрального героя.13 марта во время "Золотой маски" Евгений Гришковец - один из самых культовых актеров и драматургов современности - установил беспрецедентный театральный рекорд, который продемонстрировал как физические, так и артистические возможности и границы актера Гришковца. Почти восемь с половиной часов Евгений провел на сцене, играя в своих моноспектаклях. За это время зрители увидели его в пяти его же произведениях: "Как я съел собаку" (2 часа), "Одновременно", "Планета", "Дредноуты" (1 час 40 минут - каждый) и концерте "После работы" (1 час 20 минут). Рекорд дважды удивителен, учитывая то, что это моноспектакли, где не просто основная, а вся нагрузка приходится на "моногероя". Театральное достижение было зафиксировано Главным редактором "Книги рекордов России" Алексеем Свистуновым. На рекордных спектаклях было немало именитых гостей, которые пришли поддержать отчаянного театрального героя. Накануне же установления рекорда, едва прилетев из Калининграда, где он живет, Евгений Гришковец прямо с самолета приехал на радиостанцию "Говорит Москва!", чтобы поделиться с будущими зрителями и театральными "болельщиками" некоторыми интимными моментами готовившегося театрального чуда.

График рекорда Гришковца

  • 13:00 - "Как я съел собаку"
  • 16:00 - "Одновременно"
  • 19:00 - "Планета"
  • 21:30 - "Дредноуты"
  • 24:00 - "После работы"
     
  • Итого: 8 часов 20 минут

 

Рекорд: шесть спектаклей за один вечер

Джерри Холл привели к театральному рекорду... модельные ноги.В феврале 2004 года актриса Джерри Холл установила новый театральный мировой рекорд, выступив за один вечер в шести мюзиклах лондонского Уэст-энда. За три с половиной часа 47-летняя актриса появилась на сцене в мюзиклах "Отверженные", "Призрак оперы", "Слава", "Все, что угодно", "Браться по крови" и "Читти Читти Бэнг Бэнг". Правда, бывшей жене лидера группы "Роллинг стоунс" Мика Джеггера в отличие от Евгения Гришковца не пришлось заучивать монологов или партий - все ее "роли" были... немыми, а в одном случае она находилась на сцене всего в течение всего 30 секунд! В общей сложности на разных сценах в этот вечер Джерри Холл провела всего 33 минуты. Любопытно, что в большинстве случаев, публика просто не признала в мельком появившейся на сцене актрисе экс-жену Мика Джаггера. Как сообщило BBC, чтобы успеть во все театры, где ее ждали, Джерри Холл передвигалась по лондонскому Уэст-энду не только пешком но и при помощи велосипедных рикш. Тем не менее, этот марафон "ног" обеспечил родившейся в Техасе актрисе и модели место в "Книге рекордов Гиннеса", посчитавшей "подвиг" актрисы достойным мировой славы. Интересно, что скажут лондонские эксперты по поводу реального марафона российского артиста, который проговорил на сцене больше 8 часов во время четырех спектаклей и одного концерта. Остается отметить, что культурный марафон Джерри Холл был совершен в рамках "Одной удивительной недели", проводившейся лондонскими властями с целью привлечения внимания к культурной жизни столицы.

График рекорда Джерри Холл

  • 19:40 - "Призрак оперы"
  • 20:04 - "Отверженные"
  • 20:35 - "Слава"
  • 20:55 - "Браться по крови"
  • 21:25 - "Все, что угодно"
  • 22:09 - "Читти Читти Бэнг Бэнг"
  • Итого: 33 минуты... без слов

Ссылки по рекорду:

При цитировании ссылка на "Агентство ПАРИ" обязательна.